DEEP PURPLE подарили московской публике два часа настоящего рока

DEEP PURPLE подарили московской публике два часа настоящего рока

Deep Purple в рок-музыке уже давно величина постоянная. Мы говорим «рок», подразумеваем «Deep Purple», мы говорим «Deep Purple» - подразумеваем... правильно, «Smoke On The Water». Нехитрый рифф из этой песни настолько засел в подсознание едва ли не каждого жителя Земли, что кажется, он существует столько же, сколько существует рок вообще. За, на секундочку, 40 лет существования группа пережила многое — скандалы, громкие ротации состава... Но, как показала история, всё это шло только на пользу всем, иначе не наслаждаться бы нам творчеством таких групп, как Rainbow или Whitesnake. Нельзя также забывать и о практически эталонном исполнении Яном Гилланом партии Иисуса Христа в рок-опере «Jesus Christ Superstar».
 Нынешний Deep Purple, конечно, уже не тот, каким был 35 лет назад, когда был записан эпохальный альбом «Machine Head» с той самой «Smoke On The Water» (хотя на той пластинке каждая песня — хит), на гитаре уже давно играет не Ричи Блэкмор, за клавишными колдует уже не Джон Лорд, да и у оставшихся музыкантов, чего скрывать, годы берут своё, однако группа по-прежнему в строю и готова «дать рока», как и прежде.
В Москву Deep Purple приезжают уже далеко не в первый раз, однако на посещаемости частота визитов никак не сказывается. Группу у нас в стране любили всегда — когда рок, а особенно западный, был в стране под запретом, когда все запреты были сняты (тогда-то группа впервые и посетила с концертом Москву), а в последнее время — тем более. Нынешний визит можно считать особенным — во многом, из-за того, что концерты проходили не на стадионной площадке, как обычно, а в клубе, пусть и вместительностью более трёх тысяч человек. Клубный концерт — это всегда более тесный контакт артиста и зрителя, более камерная, уютная обстановка (хотя слово «камерный» к «Б1» отнести весьма непросто), более высокая вероятность получить какой-нибудь сувенир от артиста, в конце концов.


К своему выступлению группа подготовилась тщательнейшим образом, причём касалось это всего, без исключения, начиная от размещения нескольких камер как в зале, так и на сцене, изображения с которых проецировались на экраны по бокам от сцены, так что зритель мог наблюдать, в первую очередь, за виртуозной игрой клавишника Дона Эйри, «вооружённого» двумя синтезаторами, минимугом и Хаммонд-органом, и заканчивая разнообразием в продаваемой при входе атрибутики (там были и магниты, и флажки, и барабанные палочки «от Яна Пейса», и им же уже подписанные DVD — да много всего).


Задержав начало выступления на сорок минут, Deep Purple решили компенсировать это время на первой же песне, коей оказался хитовый «боевик» «Highway Star», который можно считать неким реверансом Deep Purple тридцатилетней давности, когда этой песней группа открывала каждый свой концерт (в последние годы «Highway Star» идёт в конце сета, как правило, уже последним бисовым номером). Твёрдое и нескрываемое желание тряхнуть стариной внезапно упёрлось в звуковую преграду в виде практически полного отсутствия голоса Яна Гиллана на фоне остальных инструментов. Проблема к концу «Highway Star» техниками была решена, однако её корни оказались несколько глубже — Гиллан явно был несколько нездоров (видимо, долгий перелёт из Японии тоже сказался), косвенным доказательством чего могут служить постоянные уходы за сцену по ходу песен, а также чашка и небольшой чайник, стоявший поначалу на сцене (потом Гиллан их отнёс туда же, за сцену). Начало, прямо скажем, не внушающее оптимизм. Однако песне к четвёртой горячий чай (и, очевидно, какие-то лекарства) своё дело сделали, Ян явно воспрянул духом, начал общаться с залом, да и голос его зазвучал практически в полную мощь.


Поскольку московское выступление проходило в рамках ни к чему не приуроченному туру (он так и называется - «2009 Tour»), то и программа выступлений в его рамках было выстроена просто — что-то навроде «лучшее из старого и нового», причём сам сетлист был ни для кого не секретом, его можно посмотреть, например, на «Википедии», причём старые и новые песни были перемешаны (Так, классическая «Strange Kind Of Woman» шла рядом с «Rapture Of The Deep» с последнего, пусть и трёхлетней давности, альбома).
Чего ждут от настоящего рок-концерта? Правильно, крутых сольных номеров, «соляков» (собственно, Deep Purple были одними из тех, кто эту добрую традицию и привил, так что им ли её нарушать). Сольные номера заслуживают того, чтобы о них рассказать отдельно.


Первым свой номер было поручено играть Стиву Морсу, гитаристу, пришедшему в 1994 году на смену Блэкмору. И Морс со своей задачей справился блестяще — кроме традиционных гитарных рок-пассажей, он исполнил потрясающую по своей красоте небольшую гитарную пьесу, играя в основном «на громкости» - это когда аккорды берутся при нулевой громкости гитары, а звук доводится до нужной громкости уже потом. При этом получается потрясающий звук, сравнимый с игрой небольшого струнного ансамбля.


Соло Морса перешло в проникновенную «Sometimes I Feel Like Screaming», которая, в свою очередь, перешла в небольшой джем-сейшн музыкантов. Особенно преуспели Эйри и Морс, устроим своеобразный турнир «повтори-ка то, что я сейчас сыграл». Победила, как водится, дружба.


Вторым играть соло досталось Эйри, который, ко всеобщему удивлению и восхищению, устроил настоящее попурри из произведений классической музыки, начав с Баха и продолжив Рахманиновым с Моцартом, добавив к этому по фразе из «Подмосковных вечеров» и «Калинки».


Казалось бы, группа только-только набирает обороты, как были исполнены традиционные финальные песни - «Space Truckin'» и Та Самая «Smoke On The Water» с Тем Самым Риффом. Та Самая Песня была исполнена, как и подобает настоящему рок-хиту, хором всем залом.


Конец? Конечно, нет. Во-первых, групп, играющих без бисов, единицы во всём мире и Deep Purple явно в их число не входят, во-вторых, уж слишком любят они нашу публику (и это чувство взаимно), а в-третьих, ещё два музыканта не исполнили своего соло. И вот музыканты снова появились на сцене. Пейс подошёл и что-то сказал Эйри, вернулся за свою установку и задал ритм. И тут выяснилось, что со сцены звучит ничто иное, как наше родное «Полюшко-поле», которое после пары проигрышей превратилось в «Hush», самый первый хит Deep Purple, ещё когда вокалом заведовал не Гиллан, а Род Эванс. В ней-то своё соло исполнил Ян Пейс. Соло, к слову, весьма скучное и неинтересное, единственное, что стоит в нём отметить, - трель на барабане одной (левой) рукой.


Техничное басовое соло Роджера Гловера — и вот звучит финальный номер «Black Night», мотив которого опять-таки был неоднократно протянут зрительным залом.


Начав, в целом, за упокой, Deep Purple свой концерт закончили более чем за здравие, скидывая с себя на каждой песне сразу по несколько лет и превратившись под конец в молодую, полную сил и амбиций группу, от души радующуюся восторженным приёмом и с чувством абсолютно детского восторга кидающую в зал всевозможные сувениры — медиаторы, барабанные палочки, полотенца, сетлист. Да, музыка для этих людей не просто приятное время препровождение (хотя, и это тоже) и уж точно не способ «срубить деньгу» (хотя и это тоже — основной заработок, как-никак). Это лекарство, вылечивающее от болезней (чтобы это понять, достаточно просто было посмотреть на Гиллана в начале и в конце концерта — два разных человека), это эликсир вечной молодости. Это вся их жизнь.


Кто-то когда-то сказал, что рок жив, пока звучит голос Яна Гиллана. Можно смело утверждать, что рок жив, пока существуют Deep Purple. И утверждать, что он мёртв, пока ещё явно преждевременно.

Текст: Гордеев Дмитрий

Фото: Мошков Константин

Другие фото с концерта

DEEP PURPLE подарили московской публике два часа настоящего рока

Музыкальные статьи

Текст песни/GTP tabs/Guitar Soft/Рингтоны/mp3/DJ/Кино